Выбор доменного имени
Полезные сервисы:
Подбор доменного имени для сайта - очень ответственный процесс. Имя сайта очень сильно влияет на его популярность и посещаемость, от которых в основном и зависит доходность сайта. С каждым годом свободных доменов становится всё меньше и меньше, поэтому выбор узнаваемого имени для сайта намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд.
Для обеспечения уникальности и защиты прав владельцев домены 1-го и 2-го уровней можно использовать только после их регистрации аккредитованными регистраторами. Частным лицам для регистрации доступны только домены 2-го уровня. Таким образом, полное доменное имя, по которому можно обратиться к сайту (или другому ресурсу), должно состоять из собственно имени домена и указанной через точку доменной зоны, в которой он зарегистрирован. Например, для сайта yandex.ru
зарегистрирован домен 2-го уровня yandex
в зоне ru
.
Из вышесказанного следует, что подбор доменного имени для сайта состоит из двух составляющих:
- выбор доменной зоны, в которой будет зарегистрирован домен;
- подбор имени для домена 2-го уровня.
Выбор доменной зоны
Определиться с доменной зоной не очень трудно, так как здесь ничего придумывать не надо. Есть относительно небольшой список стандартно используемых доменных зон, из которого необходимо выбрать ту зону, которая больше всего подходит требованиям разработчика сайта.
Домены верхнего уровня (доменные зоны) бывают нескольких типов: тематические, национальные, интернационализованные. Данное деление условное, и не является обязательным при выборе доменной зоны.
Из тематических доменов наибольшей популярностью пользуются com
, org
, net
, info
и biz
. Из достоинств можно отметить:
- Возможность регистрации домена на продолжительный срок (до 10 лет).
- Хорошее ранжирование поисковиками без привязки к региону.
- Проблематично снять с регистрации по решению определённых органов (но законы всё равно надо соблюдать).
Негативным фактором для тематических доменов является сравнительно высокая стоимость.
К национальным доменам относятся ru
(Россия), ua
(Украина), by
(Беларусь) и т.п. Использование национальных доменных зон является наиболее предпочтительным, так как они всегда на слуху. Например, если пользователь не знает или не помнит, в какой доменной зоне располагается сайт, то он автоматически выберет национальную.
В России люди привыкли слышать в конце названия сайта словосочетание точка ру
. Для сайта, ориентированного в основном на пользователей из России, однозначно следует выбрать зону ru
.
Регистрация сайтов в национальных доменных зонах способствует лучшему продвижению сайтов в соответствующих регионах. Например, сайт в зоне ru
будет выше ранжироваться поисковиками в России, но хуже в других странах.
Некоторые национальные домены используются в качестве тематических. К примеру, для сайтов телевизионной направленности часто используется национальный домен tv
(Тувалу), радиостанциями используется домен fm
(Федеративные Штаты Микронезии) и т.п. Такие доменные зоны могут поспособствовать продвижению сайта в определённой сфере.
Ещё одним достоинством национальных доменных зон является тот факт, что количество доменов 2-го уровня в каждой из них невелико. Следовательно, в них проще подобрать короткое звучное имя для сайта. Для сравнения, в зоне com
практически не осталось свободных доменов короче 5 символов. Но это не значит, что можно регистрировать сайт в любой национальной зоне. Сайт должен находиться в национальной зоне той страны, для которой создаётся. Для России должна использоваться зона ru
, для Украины - ua
и т.д.
Стоимость регистрации сайта в национальных зонах различается, но обычно она ниже, чем в тематических. В зоне ru
, например, можно зарегистрировать сайт всего за 100 рублей в год.
Интернационализованные домены (рф
, бел
и др.) позволяют использовать в написании имени сайта символы национальных алфавитов. При этом использование латинских символов запрещено, то есть так нельзя mysite.рф
. Для зоны рф
домен 2-го уровня должен быть написан на кириллице (президент.рф
, правительство.рф
). Интернационализованные доменные зоны обычно используются совместно с национальными. В этом случае пользователь может сам выбрать более удобный способ для открытия сайта.
Некоторые регистраторы-мошенники предлагают зарегистрировать домен в несуществующей доменной зоне, например: ру
, ком
, орг
и др. Таких доменов верхнего уровня не существует.
Подбор имени домена
Подбор имени для домена 2-го уровня сложнее, чем выбор доменной зоны. С одной стороны, зарегистрировать можно любое имя (конечно, некоторые ограничения всё же существуют), но если сайт должен быть узнаваем и посещаем, тогда имя должно удовлетворять определённым требованиям.
Если необходимо, чтобы пользователи сами заходили или возвращались на сайт, то есть самостоятельно вводили название сайта в браузере, тогда к нижеперечисленным рекомендациям следует отнестись очень серьёзно. Придумать доменное имя, которое отложится в памяти пользователя после одного посещения сайта, довольно трудно.
В доменной зоне ru
существуют ограничения регистрации доменов, связанные, в первую очередь, с техническими нормами:
- доменное имя должно состоять, по меньшей мере, из двух символов и не может превышать 63 символов;
- доменное имя не может начинаться или заканчиваться дефисом;
- допустимыми буквами являются буквы латинского алфавита (прописные и строчные буквы не различаются);
- доменное имя не может содержать одновременно дефисы в 3-й и 4-й позициях.
Простое и запоминающееся
Название сайта должно прочно откладываться в памяти пользователя при первом посещении сайта, чтобы он мог вернуться ещё раз на этот сайт. Поэтому доменное имя должно быть ярким, простым и запоминающимся. Это основное требование к доменному имени.
Современные браузеры выдают список посещённых страниц при вводе названия в адресной строке. Поэтому, как минимум, в памяти пользователя должны осесть первые символы (или первое ключевое слово) названия сайта.
Легко читается
В названии сайта должны использоваться слова и символы, которые воспринимаются однозначно. Если в названии сайта используются английские слова, тогда проблем с правильностью восприятия можно избежать. Но в этом случае необходимо подбирать очень простые и всем известные слова, чтобы каждый мог перевести их.
Если название сайта должно писаться на транслите (вместо символов национального алфавита используются латинские буквы, например, lampa
- лампа
), тогда к подбору имени необходимо подойти более тщательно. Некоторые символы латинского алфавита могут восприниматься по-разному. Например, домен cvet
можно прочесть как цвет
или свет
. В итоге пользователь запомнит не то имя, которое предполагалось, и в следующий раз зайдёт на домен svet
. Символов, которые имеют двоякое произношение, не много. К ним относятся: c
, g
, i
, j
, q
, w
, x
, y
. При написании доменного имени транслитом их использование нежелательно.
Ещё одной проблемой транслитного написания доменного имени является наличие сложносоставных букв, таких как: Ж
, Щ
, Ц
и т.п. Точнее говоря, с написанием проблем нету, так как существуют стандартные комбинации латинских символов для их замены. Но правильно прочитать такое название сайта проблематично. При подборе доменного имени лучше избегать слов с такими буквами.
Легко произносится
Лёгкое произношение доменного имени способствует лучшему его запоминанию. Кроме того, можно расчитывать на то, что такое название будет чаще фигурировать в устной речи пользователей сайта. А это уже поспособствует продвижению сайта.
Чем короче, тем лучше
Очевидно, что короткое доменное имя проще запомнить. Второе достоинство такого имени - это возможность быстро набрать его на клавиатуре, что является немаловажным в настоящее время. Однако, надо понимать, что если это будет просто набор из пяти-шести ничего не значащих символов, тогда запомнить такое имя будет очень сложно.
Обычно доменное имя составляют из двух-трёх ключевых слов. Если общая длина домена при этом не более 12 символов, тогда можно оставить его. Если в имени получается больше символов, тогда лучше частично сократить некоторые слова. Например, доменное имя computermaster
лучше сократить до compmaster
. При этом смысл имени почти не меняется. Сокращая ключевые слова, очень важно не перестараться. Если после сокращения доменного имени изменится его смысл, тогда получится отрицательный эффект.
Соответствует тематике сайта
Доменное имя должно полностью соответствовать тематике будущего сайта. В имени обязательно должно быть одно или два ключевых слова, общих для каждой страницы сайта. Это обеспечит лучшую выдачу в поисковике.
С позиции обычного пользователя, переходящего на сайт из поисковой системы, (а это основная доля посетителей) не очень понятно, зачем напрягаться при выборе домена. Переходя по ссылке в поисковой выдаче, мало кого интересует название сайта. Посетители больше доверяют поисковым машинам и открывают сайты по порядку, начиная с верхнего.
Если же обратить внимание на топ-10 выдачи по любому запросу, можно заметить вхождение хотя бы одного ключевого слова в домены ресурсов. Правильный выбор доменного имени очень важен для SEO-оптимизации сайта.
Если сайт создаётся для конкретной фирмы, в качестве имени желательно использовать её название. Если название компании очень длинное, тогда можно частично сократить название или использовать аббревиатуру.
Однако, доменное имя не должно вызывать дополнительных неоднозначных трактовок. Например, мебельная компания Фаворит
может зарегистрировать доменное имя favorit
, но тогда ни поисковики, ни простые пользователи не смогут понять, чему посвящён сайт, без перехода на него. Если же зарегистрировать домен favorit-mebel
, тогда по одному только доменному имени можно будет с большой вероятностью утверждать, что сайт имеет отношение к мебельной компании Фаворит
.
Конечно, можно раскрутить сайт и с ничего не значащим доменным именем (как пример, habrahabr.ru
), но сделать это гораздо труднее и затратнее. К сайтам с неопределёнными названиями пользователи относятся с меньшим доверием и заходят на них неохотно.
Не привязано к региону
В Рунете довольно часто встречаются сайты, в имени которых указаны коды регионов России. Для регионального бизнеса это отличная возможность зарегистрировать красивое доменное имя, всего лишь добавив пару цифр в конце (например, auto64.ru
, apteka72
и т.п.). Такой подход оправдывает себя только в том случае, если бизнес не планируется расширять за пределы региона, а в этом никогда нельзя быть уверенным на 100%. При выходе бизнеса за пределы своего региона доменное имя перестанет быть актуальным. Оно будет отталкивать потенциальных клиентов, так как привязка к региону будет указывать на несерьёзность организации, на её региональный масштаб и не более того.
Привязкой к региону можно считать и случаи использования в доменных именах названий городов. Перед регистрацией таких доменов необходимо как следует подумать о дальнейших планах развития бизнеса и сайта.
Не содержит дефисы
В доменном имени можно использовать дефисы. Это позволяет разделить ключевые слова доменного имени и улучшить его восприятие (например, my-site.ru
). Однако, использование дефисов имеет и отрицательные стороны. Во-парвых, дефисы удлиняют доменное имя (например, site-for-my-job.ru
становится длиннее на 3 символа). Во-вторых, пользователь может забыть, был ли вообще дефис, или поставить его не в том месте.
Лучшим вариантом является использование нескольких доменных имён для одного сайта (такие имена называются зеркалами сайта). В этом случае увеличивается вероятность того, что пользователь попадёт на сайт с первого раза. В качестве основного зеркала лучше использовать доменное имя без дефисов, так как оно короче. При сильной необходимости ключевые слова в этом случае можно выделить заглавными буквами (SiteForMyJob.ru
). Для этого можно использовать постоянный редирект с помощью .htaccess
. Кроме того, поисковики тоже могут выдавать названия сайтов с заглавными буквами в результатах поиска.
Не содержит цифры
Цифры в доменных именах могут использоваться по разным причинам, но по возможности от них лучше отказаться. В основном это связано с неудобством использования виртуальных клавиатур для набора доменного имени. В большинстве сенсорных устройствах для ввода цифр необходимо переключать режим клавиатуры, а это лишние действия, отталкивающие пользователей.